Какими бывают цепи питания в различных лесах: описание и примеры

Какими бывают цепи питания в различных лесах: описание и примерыОбразование 13 января 2016

Большинство живых организмов питаются органической пищей, в этом специфика их жизнедеятельности на нашей планете. Среди этой пищи и растения, и мясо других животных, их продукты деятельности и мертвая материя, готовая к разложению.

Сам процесс питания у различных видов растений и животных происходит по-разному, но всегда образуются так называемые пищевые цепочки.

Они преобразовывают материю и энергию, а питательные вещества могут таким образом переходить от одного существа к другому, осуществляя круговорот веществ в природе.

Цепь питания в лесу

Лесами различного рода покрыто довольно много поверхности суши. Это – легкие и инструмент очищения нашей планеты.

Не зря многие прогрессивные современные ученые и активисты выступают сегодня против массовой вырубки лесов.

Цепь питания в лесу может быть довольно разнообразна, но, как правило, включает в себя не более 3-5 звеньев. Для того чтобы понять суть вопроса, обратимся к возможным составляющим данной цепи.

Продуценты и консументы

  1. Первые – автотрофные организмы, что питаются неорганической пищей. Они берут энергию и материю для создания собственных тел, используя газы и соли из окружающей их среды. Как пример – зеленые растения, которые получают питание от солнечного света при помощи фотосинтеза. Или многочисленные виды микроорганизмов, которые обитают везде: в воздухе, в почве, в воде.

    Именно продуценты составляют в большинстве своем первое звено практически любой цепи питания в лесу (примеры будут приведены ниже).

  2. Вторые – гетеротрофные организмы, которые питаются органикой. Среди них – первого порядка те, что непосредственно осуществляют питание за счет растений и бактерий, продуцентов.

    Второго порядка – те, кто питается животной пищей (хищники или плотоядные).

Видео по теме

Растения

С них, как правило, начинается цепь питания в лесу. Они выступают первым звеном в этом круговороте. Деревья и кустарники, травы и мхи добывают пищу из неорганических веществ, используя солнечный свет, газы и минералы. Цепь питания в лесу, к примеру, может начинаться с березы, кору которой поедает заяц, а его, в свою очередь, убивает и съедает волк.

Растительноядные животные

В разнообразных лесах в изобилии встречаются животные, которые питаются растительной пищей. Конечно же, лес тропический, например, сильно отличается по своему наполнению от угодий средней полосы.

В джунглях обитают различные виды животных, многие из которых – травоядные, а значит, составляют второе звено пищевой цепи, питаясь растительной пищей. От слонов и носорогов до едва ли заметных насекомых, от земноводных и птиц до млекопитающих.

Так, в Бразилии, к примеру, водятся более 700 видов бабочек, практически все из них – растительноядные.

Скуднее, конечно же, фауна в лесополосе средней части России. Соответственно, вариантов цепи питания в смешанном лесу гораздо меньше. Белки и зайцы, другие грызуны, олени и лоси, зайцы – вот основа для подобных цепочек.

Хищники или плотоядные

Они так и называются, потому что поедают плоть, питаясь мясом других животных. В пищевой цепочке занимают главенствующее положение, часто являясь заключительным звеном.

В наших лесах это лисы и волки, совы и орлы, иногда – медведи (но вообще-то они относятся к всеядным животным, которые могут питаться и растительной, и животной пищей). В пищевой цепи могут принимать участие как один, так и несколько хищников, поедающих друг друга.

Заключающим звеном, как правило, является наиболее крупный и наиболее сильный плотоядный. В лесу средней полосы эту роль может выполнять, например, волк. Таких хищников не слишком много, и их популяция ограничивается питательной базой и энергетическими запасами.

Так как, согласно закону сохранения энергии, при переходе питательных веществ от одного звена к последующему может утратиться до 90% ресурса. Наверное, поэтому численность звеньев большинства пищевых цепей не может превышать пяти.

Падальщики

Они питаются останками других организмов. Как ни странно, но их в природе леса также довольно много: от микроорганизмов и насекомых до птиц и млекопитающих. Многие жуки, к примеру, используют в качестве пищи трупы других насекомых и даже позвоночных.

А бактерии способны разлагать умершие тела млекопитающих за довольно короткое время. Организмы-падальщики играют в природе огромную роль. Они уничтожают материю, преобразуя ее в неорганические вещества, высвобождают энергию, используя ее для своей жизнедеятельности.

Если бы не падальщики, то, наверное, все земное пространство было бы покрыто телами умерших за все времена животных и растений.

Примеры цепей питания в лесу

Чтобы составить цепь питания в лесу, необходимо знать о тех обитателях, кто проживает там. А также о том, чем эти животные могут питаться.

  1. Кора березы – личинки насекомых – мелкие птицы – хищные птицы.
  2. Палая листва – бактерии.
  3. Гусеница бабочки – мышь – змея – еж – лиса.
  4. Желудь – мышь – лиса.
  5. Зерновые – мышь – филин.

Есть и подлиннее: палая листва – бактерии – черви дождевые – мыши – крот – еж – лиса – волк. Но, как правило, количество звеньев не больше пяти. Цепь питания в еловом лесу немного отличается от аналогичных в лиственном.

  1. Семена злаков – воробей – дикая кошка.
  2. Цветы (нектар) – бабочка – лягушка – уж.
  3. Еловая шишка – дятел – орлан.

Пищевые цепочки иногда могут сплетаться между собой, образуя и более сложные, многоуровневые структуры, объединяющиеся в единую экосистему леса. К примеру, лиса не брезгует питаться и насекомыми и их личинками, и млекопитающими, таким образом, несколько пищевых цепей пересекаются.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Образование
Цепь питания в тайге. Основные особенности и представители трофического ряда тайги

Все живые существа связаны между собой пищевыми отношениями, в которых одни особи поедают других. Закономерность этих отношений одинакова во всех экосистемах мира, а вот их представители отличаются в зависимости от ко…

Образование
Цепи питания в широколиственных лесах РФ. Несколько примеров

На земле существует великое множество растений и животных. Все они вынуждены обеспечивать свою жизнедеятельность, питаясь и перерабатывая жизненную энергию. Таким образом, их взаимодействие всегда объединяет существа …

Дом и семья
Загадка про собаку для детей. Общее описание и примеры

Каждый ребенок должен развиваться в соответствии со своим возрастом. Однажды приходит время, когда малышу становятся интересны разные задачки. В данной статье будет рассказано про загадки детские про собаку.

Дом и семья
Картотека подвижных игр в средней группе: особенности и примеры

Подвижные игры в детском саду – неотъемлемая часть обучения. Дети должны не только собирать конструктор или играть в куклы, но и двигаться. Однако не каждый воспитатель знает, какие игры можно проводить с детьми…

Закон
Чем отличается президентская республика от парламентской? Понятия и примеры

Республиканская система на данный момент является самой популярной формой правления в мире. Существует две основные формы республики. В этой статье все они будут рассмотрены. Будет также предоставлен ответ на вопрос о…

Закон
Судебное представительство в гражданском процессе. Понятие и виды судебного представительства

На судебном процессе могут присутствовать не только сами участники, но и их доверенные лица. В этой работе должны участвовать специалисты, которые благодаря профессиональным навыкам выполняют даже сложные задачи. Поня…

Закон
Процессуальный срок в гражданском процессе: понятие и виды

Значение процессуальных сроков в гражданском процессе заключается в том, что они служат важными фактами, которые влияют на возникновение, изменение и окончание процессуальных отношений.Понятие процессуальных с…

Закон
Правила предоставления гостиничных услуг в РФ: общие положения и порядок предоставления услуг

Постановление Правительства РФ «Правила предоставления гостиничных услуг» № 1085 было принято осенью прошлого года. Этим нормативным актом государство внесло некоторые изменения, касающиеся деятельности в …

Закон
Заочное производство в гражданском процессе. Понятие и значение заочного производства

Заочное производство в гражданском процессе существует достаточно давно. В юридических изданиях оно именуется упрощенной процедурой. В течение всего этого времени данный институт зарекомендовал себя как эффективный пр…

Закон
Малозначительность деяния в уголовном праве: понятие и признаки

В практике борьбы с криминализацией в современных условиях все чаще имеют место деяния, считающиеся формально преступными, однако имеющие отличия от уголовного противоправного поведения по своей сути. Вследствие этого…

Источник: http://monateka.com/article/184263/

Как составить схему цепи питания характерной для лесного сообщества?

Как составить схему цепи питания характерной для лесного сообщества?

  • Для обычного лесного сообщества можно придумать множество схем питания, главное подключить свою фантазию к этому делу и знания по биологии из начальной школы. И собственно вот примеры нескольких схем:
  • Рассмотрим примеры цепей питания для лесного сообщества:
    1. Бактерии — черви — птицы семейства врановых;
    2. Дождевые черви — крот — ласка — рысь;
    3. Лесные орехи- белка- лесная куница — сова;
    4. Личинки насекомых — муравьи — медведь.

    Можно составить много цепей, зная обитателей какого-то конкретного леса. Необходимо помнить, что в одной пищевой цепи должно быть 3-4 представителя, не больше.

  • Если в качестве примера взять экосистему леса, то цепи питания можно составить такие:
    • уж — лягушка — бабочка,
    • кора деревьев — короед — кукушка,
    • жлуди — сойка — орл,
    • листья — гусеница — дятел,
    • ягода — червяк — птица — человек.
  • Для лесной зоны можно составить очень много пищевых схем, так как в лесу, в отличии от степи или пустыни обитает множество животных, растет много растений, живут тут жуки и насекомые.

    Для всех схем нужно включить воображение. Оцените кто кого ест и тогда вы не ошибетесь. Заяц не может съесть крупное животное, такое как волк.

    Так что волк будет на вершине цепи. Заяц питается осиновыми листьями, так что второе звено — заяц, а внизу осина.

    Это самый короткий вариант осина-заяц-волк.

    А вот пищевая цепь из пяти составляющих: начинает ее гусеница а заканчивает лиса. Довольно длинная цепь характерная для пищевого сообщества.

  • Рассмотрим самые элементарные цепи питания для леса.

    Заяц питается осной, в свое время волк съест зайца.

    Мышь- полевка съедает зерно, а на нее охотится лиса.Мышь так же может стать добычей совы, рыси.

    Траву едят травоядные, травоядных, в свою очередь плотоядные.

    По рисунку очень легко составить цепь питания обитателей леса.

  • Поскольку в лесу основу составляют растения, то пищевая цепочка начинается с них либо насекомых, затем идут насекомоядные либо травоядные животные, а затем хищники. В зависимости от типа леса (хвойный, лиственный, смешанный) можно составить такие цепочки:

  • Такие цепи питания как правило начинаются с какого-либо растения или насекомого. Затем будут птицы, затем животные.

    Вот пример такой цепи:

    quot;Кора дубаquot; — quot;короедquot; — quot;кукушкаquot;.

    Много различных схем представлено ниже:

  • Для начала надо посмотреть какие животные обитают в лесу и затем посмотреть кто кем питается.

    Примеры схему цепи питания леса:

    трава-заяц-лиса;

    трава-ящерица-орел

    зерна-мышь-змея-сова

    И можно составить еще много таких цепей питания.

  • Чтобы составить схему питания, характерную для представителей лесного сообщества, необходимо обладать определнными знаниями о том, где именно расположен этот лес, кто в нм обитает. Ребнку будет легче справиться с заданием, если он нарисует представителей флоры и фауны той или иной лесной зоны, обозначив стрелками соответствующие связи между ними:

    В качестве подсказки можно использовать и схемы-таблицы.

    Вот примеры схем цепи питания обитателей лесных зон:

    Растения, травы — олень — тигр;

    Растения, травы — заяц — лиса (сова, тигр);

    Листья — гусеница — жук — паук — ж (землеройка) — лиса (горностай);

    Листья — дождевой червь — чрный дрозд — сокол (сова) и т.п.

  • Источник: http://info-4all.ru/drugoe/kak-sostavit-shemu-cepi-pitaniya-harakternoj-dlya-lesnogo-soobshestva/

    Особенности и примеры цепей питания у животных

    Особенности и примеры цепей питания у животных

    Любому живому существу на нашей планете для нормального развития необходимо питание. Питание — это процесс поступления энергии и необходимых химических элементов в живой организм.

    Источником питания для одних животных служат другие растения и животные. Процесс перехода энергии и питательных веществ от одного живого организма к другому происходит путем поедания одних другими. Одни животные и растения служат пищей для других.

    Таким образом, энергия может передаваться через несколько звеньев.

    Совокупность всех звеньев в этом процессе называется цепью питания. Пример пищевой цепочки можно увидеть в лесу, когда птица съест червяка, а потом сама станет пищей для рыси.

    Все виды живых организмов, в зависимости от того, какое место они занимают, делятся на три вида:

    • продуценты;
    • консументы;
    • редуценты.

    Продуценты

    Продуцентами являются живые организмы, которые самостоятельно вырабатывают питательные вещества. Например, растения или водоросли.

    Для выработки органических веществ продуценты могут использовать солнечный свет или простые неорганические соединения, такие как углекислый газ или сероводород. Такие организмы ещё называются автотрофными.

    Автотрофы являются первым звеном любой пищевой цепочки и составляют её основу, а энергия, полученная этими организмами, поддерживает каждое следующее звено.

    Консументы

    Консументы это следующее звено. Роль консументов выполняют гетеротрофные организмы, то есть те, которые не вырабатывают самостоятельно органические вещества, а используют в пищу другие организмы.

    Консументов можно разделить на несколько уровней. Например, к первому уровню относятся все травоядные животные, некоторые виды микроорганизмов, а также планктон.

    Грызуны, зайцы, лоси, кабаны, антилопы и даже бегемоты — все относятся к первому уровню.

    Ко второму уровню относят мелких хищников, таких как: дикие кошки, норки, хорьки, рыбы, питающиеся планктоном, совы, змеи. Эти животные служат пищей для консументов третьего уровня — более крупных хищников.

    Это такие животные, как: лиса, рысь, лев, ястреб, щука и др. Таких хищников называют ещё высшими. Высшие хищники необязательно поедают только тех, кто находится на предыдущем уровне.

    Например, мелкая лиса может стать добычей ястреба, а рысь может охотиться и на грызунов, и на сов.

    Редуценты

    Это такие организмы, которые перерабатывают продукты жизнедеятельности животных и их мертвую плоть в неорганические соединения. К ним относятся некоторые виды грибов, бактерии гниения. Роль редуцентов в том, чтобы замкнуть круговорот веществ в природе.

    Они возвращают в почву и воздух воду и простейшие неорганические соединения, которые используют продуценты для своей жизнедеятельности. Редуценты перерабатывают не только умерших животных, но и например, опавшие листья, которые начинают гнить в лесу или сухую траву в степи.

    Трофические сети

    Все пищевые цепочки существуют в постоянной взаимосвязи друг с другом. Совокупность нескольких пищевых цепей составляет трофическую сеть. Это своеобразная пирамида, состоящая из нескольких уровней.Каждый уровень образуют определенные звенья цепи питания. Например, в цепочках :

    • муха — лягушка — цапля;
    • кузнечик — змея — сокол;

    Муха и кузнечик будут относиться к первому трофическому уровню, змея и лягушка ко второму, а цапля и сокол к третьему.

    Виды пищевых цепей: примеры в природе

    Они разделяются на пастбищные и детритные. Пастбищные цепи питания распространены в степях и в мировом океане. Началом этих цепей служат продуценты. Например,трава или водоросли. Дальше идут консументы первого порядка, например, травоядные животные или малюски и мелкие ракообразные, питающиеся водорослями.

    Далее в цепи идут мелкие хищники, такие как, лисы, норки, хорьки, окуни, совы. Замыкают цепь суперхищники, такие как, львы, медведи, крокодилы. Суперхищники не являются добычей для других животных, но после своей гибели служат пищевым материалом для редуцентов. Редуценты участвуют в процессе разложения останков этих животных.

    Детритные цепи питания берут свое начало от гниющих органических веществ. Например, от разлагающейся листвы и оставшейся травы или от опавших ягод. Такие цепи распространены в лиственных и смешанных лесах. Опавшие гниющие листья — мокрица — ворон. Вот пример такой пищевой цепи.

    Большинство животных и микроорганизмов могут одновременно являться звеньями обоих видов пищевых цепочек. Примером этого может служит дятел, питающийся жучками, которые разлагают мертвое дерево. Это представители детритной цепи питания А сам дятел может стать добычей уже для мелкого хищника, например, для рыси.

    Рысь может охотиться ещё и на грызунов — представителей пастбищной цепи питания.

    Любая пищевая цепь не может быть очень длинной. Это связано с тем, что на каждый последующий уровень передается только 10% энергии предыдущего уровня. Большинство из них состоит от 3 до 6 звеньев.

    Видео

    Это видео поможет вам разобраться в пищевой цепи питания животных.

    Источник: https://LivePosts.ru/articles/education-articles/biologiya/osobennosti-i-primery-tsepej-pitaniya-u-zhivotnyh

    Цепи питания в широколиственных лесах РФ. Несколько примеров

    Цепи питания в широколиственных лесах РФ. Несколько примеров

    На земле существует великое множество растений и животных. Все они вынуждены обеспечивать свою жизнедеятельность, питаясь и перерабатывая жизненную энергию. Таким образом, их взаимодействие всегда объединяет существа в пищевые цепочки, по звеньям которых от одного к другому переходят питательные вещества и энергия.

    Цепи питания

    В широколиственных лесах эти последовательности, конечно же, имеют свои особенности. Но в целом поглощение и взаимодействие происходит по общим законам и правилам, характерным практически для любой среды обитания.

    Ведь что есть пищевая цепь? По большому счету, это ситуация, когда питательные вещества и энергия переходят от одного живого организма к другому последовательным образом. Звенья, как правило, формируются из продуцентов и консументов (различных уровней).

    Первые в цепочке питаются не органикой, добывая питание для своей жизнедеятельности прямо из почвы, воздуха и воды. К примеру, большинство растений использует явление фотосинтеза. А бактерии, проживающие практически в любой среде, питаются минералами и газами. Консументы продолжают последовательность.

    Первого уровня – питаются растительной пищей (продуцентами) и называются травоядными (растительноядными). Второй, третий, четвертый уровни консументов питаются животной пищей — это плотоядные, или хищники.

    Крупный хищник замыкает цепочку питания, становясь во главе пищевой пирамиды. Обычно таких представителей не так уж и много в определенной среде. Особая роль природой отводится падальщикам, микроорганизмам, которые перерабатывают мертвую плоть, превращая ее в неживую материю. Ведь если бы не они, вся земля была бы устлана трупами растений и животных!

    Цепи питания в широколиственных лесах. Примеры

    После нескольких слов о теории перейдем к практике составления. Любая цепь питания для широколиственных лесов обеспечивается богатым видовым разнообразием растений и животных, обитающих здесь. Бурная растительность кормит таких растительноядных млекопитающих, как мелкие грызуны, зайцы, олени, лоси, косули.

    Они в основном питаются густыми травами на полянах, корой и ветками деревьев и кустарников, ягодами, грибами, орехами. Все эти виды пищи можно в изобилии найти – животным всегда будет чем поживиться, даже в холодную зиму. Здесь же проживают и хищники, служащие звеньями цепи питания в широколиственных лесах.

    Их образ жизни кардинально отличается от травоядных. Лисицы и волки, горностаи и ласки, рыси и куницы, хищные птицы. В основном, они охотятся на других животных. Характерны для обитателей леса и более мелкие хищники (земноводные, к примеру), которые тоже могут стать добычей крупных плотоядных.

    Соответственно, формируются и цепи питания в широколиственных лесах. Они порой многоуровневые и переплетаются друг с другом в серединных звеньях.

    Вот некоторые из них:

    1. Кора березы – заяц – лисица.
    2. Дерево (кора) – жук-короед – синица – ястреб.
    3. Трава (семена) – мышь лесная – сова.
    4. Трава – насекомое – лягушка – уж – хищная птица.
    5. Насекомое – рептилия – хорек – рысь.
    6. Листья – дождевой червь – дрозд.
    7. Плоды и семена деревьев – белка – сова.
    8. Листья – гусеница – жук – синица – сокол.

    Сохранение и потеря энергии

    Существа предыдущего звена цепи питания в широколиственных лесах служат пищевой базой для последующего звена.

    Таким образом осуществляется переход энергии от одного организма к другому и круговорот веществ в природе. Но при этом огромная часть этой энергии теряется (до 90%).

    Наверное, поэтому численность звеньев цепи питания в широколиственных лесах, как правило, не более пяти или шести по максимуму.

    Источник: http://dayswoman.ru/article/226436/tsepi-pitaniya-v-shirokolistvennyih-lesah-rf-neskolko-primerov

    Цепи питания в биологии

    Цепи питания в биологии

    Содержание:

  • Что такое цепи питания
  • Виды цепей питания
  • О чем говорит длина цепи питания
  • Что лежит в основе цепи питания
  • Цепи питания, видео фильм
  • Все живые существа нашей планеты связаны между собой одной из самых прочных связей – пищевой. То есть кто-то для кого-то является пищей или говоря научным языком – кормовой базой. Травоядные едят растения, самих травоядных едят хищники, которых также в свою очередь могут поедать другие, более крупные и сильные хищники.

    Эти своеобразные пищевые связи в биологии принято называть цепями питания.

    Понимание того, как работает экосистема цепи питания, дает ученым биологам представление о различных нюансах эволюции живых организмов, помогает объяснить поведение некоторых животных, понять, откуда растут ноги у тех или иных повадок наших четвероногих друзей.

    В целом различают два основных вида цепей питания: цепь выедания (она же пастбищная цепь питания) и детритная цепь питания, которую еще называют цепью разложения.

    Пастбищная цепь питания

    Пастбищная цепь питания в целом проста и понятна, ее суть кратко описана в начале статьи: растения служат пищей для травоядных животных и в научной терминологии зовутся продуцентами. Травоядные, поедающие растения называются консументами (из латинского это слово переводится как «потребители») первого порядка.

    Мелкие хищники являются консументами второго порядка, а более крупные уже третьего.

    В природе встречаются и более длинные цепи питания, насчитывающие пять и больше звеньев, такие встречаются в основном в океанах, где более крупные (и прожорливые) рыбы поедают более мелких, те в свою очередь едят еще более мелких и так вплоть до водорослей.

    Замыкает звенья цепи питания особенное счастливое звено, которое уже никому не служит пищей. Обычно это человек, разумеется, при условии, что он осторожен и не пытается плавать с акулами или гулять со львами )). А если серьезно, то такое замыкающее звено питание в биологии называется редуцентом.

    Детритная цепь питания

    А вот тут все происходит немножечко наоборот, а именно поток энергии цепи питания идет в противоположную сторону: крупные животные, будь-то хищники или травоядные умирают и разлагаются, их останками питаются более мелкие животные, различные падальщики (например, гиены), которые в свою очередь также умирают и разлагаются, и их бренные останки аналогично служат пищей, или, для еще более мелких любителей мертвячины (например, некоторых видов муравьев), или же для разных специальных микроорганизмов. Микроорганизмы, перерабатывая останки, выделяют специальную субстанцию, называемую детритом, отсюда и название этой цепи питания.

    Более наглядная схема цепи питания представлена на картинке.

    Исследование длины цепи питание дает ученых ответы на многие вопросы, например, о том, насколько благоприятна среда обитания животных. Чем благоприятнее среда обитания, тем длиннее будет природная цепь питания в силу обилия различных животных, служащих пищей друг другу. Но самая длинная цепь питания у рыб, и других обитателей океанических глубин.

    В основе любой цепи питания лежат пищевые связи и энергия, которая передается с поеданием одного представителя фауны (или флоры) другим. Благодаря полученной энергии потребители могут продолжать свою жизнедеятельность, но в свою очередь также становятся зависимыми от своей пищи (кормовой базы).

    Например, когда происходит знаменитая миграция леммингов, служащих пищей для различных арктических хищников: лис, песцов, сов, происходит сокращение популяции не только самих леммингов (массово погибающих во время этих самых миграций) но и хищников, питающихся леммингами, а часть из них даже мигрирует вместе с ними.

    И в дополнение предлагаем вам образовательное видео о значении цепей питания в биологии.

    Источник: http://www.poznavayka.org/biologiya/tsepi-pitaniya-v-biologii/

    Урок «цепи и сети питания» Цели: Образовательные : дать понятия «цепь питания», «сеть питания»

    УРОК «ЦЕПИ И СЕТИ ПИТАНИЯ»

    Цели:

    Образовательные:

    1. дать понятия «цепь питания», «сеть питания»;
    2. рассмотреть классификацию цепей питания;
    3. выяснить роль различных цепей питания.

    Развивающие:

    1. продолжить формирование умений работать с раздаточным материалом;
    2. развивать интеллектуальные способности и творческое мышление учащихся.

    Воспитательные:

    1. продолжить формирование научного мировоззрения для понимания единства живой природы.

    Оборудование: раздаточный материал с названиями животных и растений, формирующих определенные цепи питания; рисунки и фотографии растений, птиц, млекопитающих, насекомых и других животных, используемые при построении цепей питания; проектор, компьютер, мультимедийная презентация.План урока

    1. Актуализация знаний.
    2. Изложение нового материала:
    1. Понятие о цепи питания.
    2. Виды цепей питания с их характеристикой.
    3. Сети питания.
    1. Закрепление.
    2. Домашнее задание.

    Ход урока. Устный опрос класса по пройденным темам: — Что такое сообщество живых организмов? Приведите примеры природных сообществ; — Какие группы организмов входят в сообщества? — Объясните, почему растения в сообществах называют производителями; — К какой группе относят животных и почему? — каково значение бактерий и грибов в сообществе?

    1. Изложение нового материала.

    Вступительное слово учителя: в любом сообществе живых организмов все организмы – и производители, и потребители, и разрушители связаны между собой и зависят друг от друга. Как вы думаете, какие наиболее важные связи устанавливаются между живыми организмами и почему?

    Действительно, в ряду экологических связей наиболее важными обычно называют пищевые связи, или цепи питания, так как через них от одного организма к другому передаются вещества и энергия. Какие бывают цепи питания и чем они отличаются, с этим материалом мы познакомимся на сегодняшнем уроке (запись темы урока).

    1. Понятие о цепи питания.

    Все живые организмы на протяжении всей жизни нуждаются в энергии. Большая часть необходимой энергии поступает в живые организмы с пищей, которая образуется за счет световой энергии.

    ^

    Правильно, производители. Что потом происходит с органическими веществами, созданными растениями?

    Действительно, их поедают травоядные животные, затем плотоядные и хищники. Так образуются пищевые цепи, или цепи питания. ^

    Цепь питания – цепь, по которой от одного организма к другому передаются вещества и энергия.

    Любая цепь питания состоит из звеньев. Причем, количество звеньев, как правило, не превышает 5-6. ^

    Дело в том, что при переходе от одного организма к другому большая часть веществ и энергии теряется, рассеивается в виде тепла. Каждое последующее звено получает лишь небольшую часть энергии (правило 10%).

    Первое звено в разных цепях питания может быть представлено либо живыми растениями, либо мертвыми организмами или пометом животных, либо другими живыми организмами.

    В зависимости от этого выделяют 3 типа цепей питания: цепи выедания, цепи разложения и паразитические цепи.

    2. Виды цепей питания с их характеристикой.

    Ученик на доске составляет схему видов цепей питания.

    Ц^

    ВЫЕДАНИЯ РАЗЛОЖЕНИЯ ПАРАЗИТИЧЕСКИЕСлово учителя: давать характеристику цепей питания мы с вами будем по следующему плану:

      1. начальное звено в цепи;
      2. последовательность всех звеньев цепи;
      3. объяснения названия цепи питания;
      4. примеры цепей питания данного вида;
      5. роль в экосистеме.

    Для построения примеров цепей питания используется раздаточный материал, который лежит у каждого ученика на парте. Оформлять результат работы будем в виде таблицы. В четвертую колонку ребята вносят примеры цепей питания, которые у них получились при работе с раздаточным материалом.

    1.

    ^ (записываем в первой колонке таблицы).

    Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, живые растения (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания, то есть, какие организмы будут на втором месте, какие на третьем и т.д.

    Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы. Производитель (продуцент) – травоядный потребитель (консумент I) – плотоядный потребитель (консумент II) – хищник (консумент III).

    ^ . Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 89. Зачитайте:

    «…Называются эти цепи питания так потому, что растения образуют органических веществ значительно больше, чем того требуется для их жизни. «Излишки» создаваемых растениями органических веществ используются животными…»

    Слово учителя: для цепей выедания характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, увеличиваются по мере удаления от первого звена.

    ^ . Достаньте раздаточный материал из файла. Разложите на парте.

    Небольшая подсказка: у каждого из вас должно получиться два примера цепи выедания. Одна цепь лесного сообщества, а другая поля.

    Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепи выедания (самостоятельная работа – 5 минут).

    ^ . Проверяются составленные цепи выедания. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят два примера, полученных в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.

    ^ ? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Преобразование органических веществ, образованных в растениях». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.

    ^

    раздаточным материалом

    лесная экосистема

    желуди – сойка – ястреб-тетеревятник желуди – желудевый долгоносик – певчий дрозд – ястреб-перепелятник семена злаков – лесная мышь – сова – лиса кора и древесина дуба – короед – пестрый дятел – ястреб-перепелятник трава – заяц – лиса – орел листья дуба – листорез – славка-черноголовка – ястреб-перепелятник сок дуба – усач дубовый – соловей – канюк обыкновенный орехи – белка – канюк обыкновенный желуди – белка – лесная куница

    ^

    Злаки – полевка – луговой лунь Злаки – суслик – лисица – орел Злаки – полевая мышь – степной хорек – балобан Трава – полевка – ласка Злаки – полевка – горностай – пустельга

    2. ^ (запись в первую колонку таблицы).

    Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, мертвые органические остатки, как растительные, так и животные (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.

    Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы. Мертвое вещество (детрит) – организм, питающийся детритом (детритофаг, падальщик) – плотоядный потребитель (консумент II) – хищник (консумент III).

    ^ . Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 90. Зачитайте:

    «^ ».

    Давайте построим цепи разложения. Подсказка: у каждого из вас получится пример одной цепи разложения. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить цепь разложения (самостоятельная работа – 3 минуты).

    ^ . Проверяются составленные цепи разложения. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.

    ^ ? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Разложение мертвых органических остатков до более простых соединений». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.

    ^

    раздаточным материалом

    опавшая листва – дождевой червь – черный дрозд – ястреб-перепелятник опавшая листва – дождевой червь – крот навоз – жук-навозник – славка – ястреб-перепелятник опавшая листва – дождевой червь – малиновка – канюк обыкновенный

    3. ^ (запись в первую колонку таблицы).

    Как вы считаете, какие организмы будут формировать первое звено в этих цепях питания. Правильно, живые организмы, и растения, и животные, и грибы (запись во вторую колонку таблицы). Назовите последовательность звеньев в данной цепочке питания.

    Учитель на доске записывает последовательность звеньев, а ученики вносят информацию в третью колонку таблицы. Живой организм-хозяин – паразит – паразит — паразит.

    ^ . Найдите информацию в учебнике «Экология, 5 класс» на стр. 91. Зачитайте:

    «Паразитические цепи образуют организмы, которые живут за счет других организмов. Они используют их в качестве среды обитания и источника пищи. Эти организмы называются паразитами, а живой организм, за счет которого они живут, называют хозяином».

    Слово учителя: для паразитический цепей характерна следующая закономерность: размеры тела животных, оставляющих эту цепь, уменьшаются по мере удаления от первого звена.

    ^ . Подсказка: у каждого из вас получится пример одной паразитической цепи. Выберите названия организмов, которые, по вашему мнению, должны составить паразитическую цепь (самостоятельная работа – 3 минуты).

    ^ . Проверяются составленные паразитические цепи. Демонстрируются названные группы организмов на рисунках и фотографиях, а также в виде мультимедийной презентации. Ученики вносят пример, полученный в ходе работы с раздаточным материалом, в 4 колонку таблицы.

    ^ ? Ученики высказывают предположения. Правильный ответ зачитывается из учебника: «Преобразование органических веществ». Вносят зачитанное в пятую колонку таблицы.

    ^

    раздаточным материалом

    собака – блоха – простейшие – бактерии человек – аскарида – бактерии корова – печеночный сосальщик – бактерииВ ходе работы на уроке ученики в тетрадях составят таблицу

    ^

    Цепь питания Начальное звено Последовательность звеньев Примеры цепей питания Роль в экосистеме
    Цепи выедания Живые растения Производитель –травоядный потребитель – плотоядный потребитель –хищник Желуди – сойка – ястреб-тетеревятник Семена злаков – лесная мышь – сова Злаки – суслик – лиса – орел Преобразование органических веществ, образованных в растениях
    Цепи разложения Мертвые органические остатки Мертвое вещество – падальщик – плотоядный потребитель — хищник Опавшая листва — дождевой червь — черный дрозд – ястреб-перепелятник Навоз – жук-навозник – славка — ястреб Разложение мертвых органических остатков до более простых соединений
    Паразитические цепи Живые организмы Живой организм – паразит — паразит Собака – блоха – простейшие — бактерии Преобразование органических веществ

    3. Сети питания.

    В природе все цепи питания не изолированы друг от друга, они сложно переплетаются и, соединяясь, образуют пищевую сеть. Демонстрация пищевой сети на рисунке 56 учебника (стр. 94) и мультимедийной презентации. Задание: найдите в пищевой сети, представленной на рисунке 56 в учебнике различные цепи питания. Назовите их звенья.

    ^

    Устный опрос по пройденному материалу.

      1. Что такое цепь питания? Какие цепи питания вы знаете? Сколько звеньев образуют цепь питания и почему?
      2. Каковы особенности цепей выедания? Приведите примеры этих цепей для сообществ Липецкой области.

      3. Сравните паразитические цепи питания и цепи выедания. Какую роль они выполняют в экосистеме?
      4. В чем состоят особенности цепей разложения? Какова их роль в экосистеме?
      5. Что такое «сеть питания»?

    IV. Домашнее задание.

    Составить цепи питания моря и пресного водоема. Долбилова Н.Н., обладатель президентской премии приоритетного национального

    проекта «Образование», учитель биологии высшей категории МОУ лицея №66 г. Липецка.

    Источник: http://zazdoc.ru/docs/2800/index-768188.html

    Детритные пищевые цепи

    Детритные пищевые цепи

    Примером может служить пастбищная пищевая цепь луга. Начинается такая цепь с улавливания солнечной энергии растением. Один тип пищевой цепи начинается с растений и идет к растительноядным животным и далее к хищникам.

    Пищевые цепи можно разделить на два основных типа: пастбищную и детритную. Пищевые цепи потребителей мертвой органики называют детритными. Соединение цепей образует пищевую сеть экосистемы.

    Второй трофический уровень цепи питания образуют консументы первого порядка — в основном растительноядные животные — фитофаги.

    Д.п.ц.) — пищевая цепь, в которой органическое вещество мертвых растений, животных, грибов или бактерий потребляется детритофагами, могущими стать добычей хищников. Таким образом, часть питательных веществ, содержащихся в детрите, возвращается в круговорот, минуя стадию разложения до минеральных соединений и потребления их растениями.

    1. Трофические сети и цепи питания. Типы пищевых цепей

    Пищевая цепь представляет собой связную линейную структуру из звеньев, каждое из которых связано с соседними звеньями отношениями «пища — потребитель».

    Первое звено цепи не имеет предшественника, то есть организмы из этой группы в качестве пищи не использует другие организмы, являясь продуцентами. Организмы последнего звена в цепи не выступают в роли пищи для других организмов.

    Каждый организм обладает некоторым запасом энергии, то есть можно говорить о том, что у каждого звена цепи есть своя потенциальная энергия.

    Примеры цепей питания в разных лесах

    Данный факт ограничивает длину цепи питания, которая в природе обычно не превышает 4-5 звеньев. Чем длиннее трофическая цепь, тем меньше продукция её последнего звена по отношению к продукции начального.

    Обычно для каждого звена цепи можно указать не одно, а несколько других звеньев, связанных с ним отношением «пища — потребитель».

    Таким образом, детритные трофические цепи начинаются от детрита (органических останков), идут к микроорганизмам, которые им питаются, а затем к детритофагам и к их потребителям — хищникам.

    Уровень экологической пирамиды — звено пищевой цепи

    В масштабах планеты, на долю цепей выедания приходится около 10 % энергии и веществ запасённых автотрофами, 90 же процентов включается в круговорот посредством цепей разложения. Между автотрофами и гетеротрофами в экосистемах существуют сложные пищевые взаимодействия.

    Бабочка, питающаяся нектаром цветка, представляет собой второе звено в этой цепи. Стрекоза — хищное летающее насекомое — нападает на бабочку. Пищевая цепь, идущая от растения через бабочку, стрекозу, лягушку, ужа к ястребу, указывает путь направления движения органических веществ, а также содержащейся в них энергии.

    Паразитические пищевые цепи — пищевые цепи, которые начинаются свободноживущим организмом, на котором паразитируют паразиты первого порядка, на них, в свою очередь, паразиты второго порядка и т.д.

    Обычно различные трофические уровни в экосистемах не разделены в пространстве.

    В большинстве случаев один и тот же организм может служить источником пищи для многих организмов и тем самым являться составной частью различных пищевых цепей и жертвой разных хищников.

    Пищевые цепи в наземных экосистемах

    Таким образом, создаются пищевые цепи из про­дуцентов и консументов, которые на разных этапах смыка­ются с сообществомредуцентов. В результате деятельности микроорганизмов образуется полуразложившаяся масса — детрит. Все типы пищевых цепей всегда существуют в сообще­стве таким образом, что член одной цепи является также членом другой.

    Вот пример такой цепи: мертвые ткани растений — грибы — многоножки кивсяки — их экскременты — грибы — ногохвостики — хищные клещи — хищные многоножки — бактерии.

    Наибольшее значение в природе имеют пищевые связи, благодаря которым осуществляется непрерывный вещественно-энергетический обмен между живым и неживым веществом природы.

    В сообществе живые организмы тесным образом связаны не только между собой, но и с неживой природой.

    Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов.

    Пищевая сеть обычно состоит из нескольких пищевых (трофических) цепей, каждая из которых является как бы отдельным каналом, по которому передаются вещество и энергия.

    Цепи питания начинающиеся с живого органического вещества (обычно с зелёных растений), называются пастбищными или консументными цепями (или цепями выедания).

    На суше пищевые цепи первого типа состоят обычно из 3—5 звеньев. Детритные цепи бывают довольно длинными, в них могут входить и хищники. Пищевая цепь — система передачи вещества и энергии от организма к организму, в которой каждый предыдущий организм истребляется последующим.

    Источник: http://kashkudu3.ru/detritnye-pishhevye-cepi/

    __________________________________________
    Ссылка на основную публикацию